Безусловно, символом Петербурга является статуя «Медный всадник». Мастер Фальконе длительное время лелеял мечту создать монументальную скульптуру, и осуществить ее удалось в Северной столице. По поручению Екатерины II и благодаря рекомендации Дидро он стал автором воспетого в веках монумента царю Петру I – шедевра, который мастер, однако, так и не увидел воочию. В величественной фигуре всадника воплощены покой и движение, лавровый венок, гордая осанка и властный жест передают идею преодоления стихии и волю государя.
Глубокую архитектурную связь с характером местного пейзажа города, стоящего на Неве, раскрыл архитектор Растрелли в праздничной и необычайно нарядной наружности здания Зимнего дворца. Размещение над карнизом по периметру строения скульптур и ваз сообщает силуэту неповторимое великолепие, а русская переработка «раскрытой» композиции замкнутой дворцовой постройки со двором внутри продолжает традиции классической западноевропейской архитектуры.
Одним из показательных комплексов в составе Музея Санкт-Петербургской истории предстает Петропавловская крепость, являющаяся с 1924 года музеем и близко трех веков известная своей традицией поднятия флага и полуденным пушечным выстрелом. На рубеже столетий на территории крепости появились здания Монетного двора, где вплоть до конца 1990-х производились монеты, медали и ордена. Также еще с начала существования она использовалась в качестве основной политической тюрьмы государства.
Основную часть Русского музея Санкт-Петербурга составляют пять построек: Михайловский дворец и экспозиционный корпус Бенуа, Михайловский замок, Мраморный, Строгановский и Летний дворцы. С момента открытия музея в 1898 году на начало 2012 года его собрание включало более 400 тысяч позиций. В разделе истории искусства Древней Руси здесь обширно представлены средневековые иконы, наиболее полное собрание живописи XVIII в., работы, представляющие вторую половину XIX века (в частности, Иллариона Прянишникова, Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского), живопись «передвижников», полотна художников объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».
Ну и, конечно же, сам Эрмитаж, обширная коллекция которого сберегает близко трех миллионов памятников искусства и археологии из глубокой древности до нашего времени. Особое значение отведено собранию искусства первобытности, а именно богатейшей коллекции скифского золота. Наполнение живописной галереи составляют работы флорентийцев, школа Болоньи, фламандский окружение Рубенса, французский классицизм. Среди особых достояний собрания ренессансной классики – «Мадонна Бенуа» Леонардо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Сан-Себастьян» Тициана и «Лютнист» Караваджо.